Преподобный Кукша Печерский

Калужские Вятичи были крещены в ХI - ХV веках, но несмотря на это, самостоятельной Калужской епархии не было до 1799 года. Две существенные причины заключались: первая - в свойственной Руси малочисленности епархий, вторая - в малонаселенности Калужского края, являвшегося лишь северной окраиной Черниговского княжества.

В 1465 году епископ Брянский и Черниговский, Евфимий, отозвавшись на призыв митрополита Ионы, "прибеже на Москву, покиня свою епископию", был назначен на Суздальскую епархию, к которой тогда же были отнесены Калужские земли, находившиеся в пределах Московского государства. Калуга и Таруса стали кафедральными городами.
Впервые мысль об открытии самостоятельной епархии в Калуге была высказана в последней четверти ХVII столетия царем Феодором Алексеевичем. 2 сентября 1681 года в своем "Постановлении" царь указывал патриарху о необходимости открытия в Русской Церкви до 70 новых епархий, в т.ч. и в Калуге: "А во удовольствование дати Рождественской Лаврентьев монастырь, а за ним 59 дворов, Преображенский монастырь, а за ним 200 дворов, всего 259 дворов".
В 1776-м году, когда в ходе административной реформы Екатерины II было учреждено Калужское наместничество, включившее в себя территорию бывшей Калужской провинции Московской губернии и часть Брянского уезда Белгородской губернии, вновь был поставлен вопрос об образовании самостоятельной Калужской епархии. Этому предложению при всей его резонности, и на этот раз не суждено было осуществиться. Повторилось то же, что и в 1681 году, только с обратным отношением к проекту правящих сфер.
12 октября 1796 года на основании указа Павла I Калужское наместничество было преобразовано в Калужскую губернию, которая в 1798 году всецело вошла в состав Дмитро-вского викариатства, оставляя тем не менее за митрополитом Московским титул "Московский и Калужский". Указ от 5 октября 1798 года, формируя Дмитриевское викариатство, на самом деле образовал отдельную Калужскую епархию с 772 приходами. Однако в сентябре 1799 года в результате многодневных заседаний Священного Синода было подано прошение императору с ходатайством об открытии новых епархий - Калужской, Пермской, Саратовской, Харьковской, Волынской и Оренбургской и 26 октября того же года, благосклонный к Церкви, император Павел I положил резолюцию: "Быть по сему"

В ХХ веке пройдя через годы гонений и войны, к началу 70-х гг. на территории Калужской области действующими осталось только 24 храма, не было ни одного монастыря, ни одной духовной школы, Калужская епархия считалась одной из наименьших по количеству действующих храмов в Русской Православной Церкви.

Сегодня на территории Калужской епархии находятся 8 действующих монастырей (3-мужских и 5- женских),
6 монастырских подворий и 7 монастырских скитов, 224 храма, из них 12 - соборов; 212 - храмов;
28 – часовен и 13 - молитвенных помещений при учреждениях. Клир епархии состоит из 216 священников и 27 диаконов. Имеется 3 духовные школы, 2 православные гимназии и 12 духовно просветительских центров.
На территории Калужской области находятся также 2 ставропигиальных монастыря: Свято-Введенская Оптина пустынь и Казанская Свято-Амвросиевская женская пустынь в с. Шамордино.
Калужская епархия условно поделена на 11 благочиний (округов):
1-й округ-Боровский р-н,
2-й округ-Жуковский р-н,
3-й округ- г. Обнинск, Спас-Загорье Малоярославецкого р-на,
4-й округ-Малоярославецкий р-н,
5-й округ: г. Калуга, Южное Калужское благочиние,
6-й округ-Ферзиковский и Тарусский р-ны,
7-й округ: Дзержинский р-н,
8-й округ: Медынский р-н,
9-й округ-Перемышльский р-н,
10-й округ: Бабынинский и Мещовский р-ны,
11-й округ: г.Калуга, Северное Калужское благочиние.
Благочи́ние – церковный округ, представляющий собой часть епархии, включающую несколько территориально близких друг другу приходов, находящийся под наблюдением благочинного, назначаемого епархиальным архиереем. На Руси в более старом использовании благочиннические округа именовались протопопиями, а также сороками - отсюда известное наименование Москвы "городом сорока сороков". В ранние века имелись десятинники и поповские старосты, а с первой половины XVIII века - благочинные.
С распространением Православия в XX веке в страны исторически принадлежащие к Западной культурной сфере, православные благочиния обыкновенно стали там называться деканатами, а их надзиратели - деканами (дословно с греческого через латинский - "десятниками").
4-е Малоярославецкое благочиние образовано распоряжением митрополита Калужского и Боровского Климента №р-____ от ________19___ г. Наше благочиние находится на территории города Малоярославца и Малоярославецкого района и включает в себя 6 приходов города Малоярославца и 11 приходов района. На текущий момент в благочинии имеется 19 в полном объеме действующих храмов и храмов-часовен. Идет восстановление и проводятся молебны в храме Феодоровской иконы Божией Матери в с. Лукьяново. Вместе с тем следует помнить о том, что главной целью Христовой Церкви является не внешнее возрождение ее зданий и организаций, они лишь необходимые условия, но внутреннее духовное совершенство ее членов, достигаемое нелегким совместным трудом «Царствие небесное силою берется и употребляющие усилие восхищают его».